Церковь «Взыскание погибших» иконы Божией Матери на Зацепе.

 Московская епархия (городская) / Москворецкое благочиние

Церковь. Действует.
Престолы:»Взыскание погибших» иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1904 и 1905.
Архитектор:Н. Л. Шевяков
Адрес:ул. Зацепа, 41 корп. 4
Координаты:55.72915, 37.62985
Проезд:м. «Серпуховская»

DSCN9875.JPG
Домовый храм училища освятили 9 июня 1905 г. (архитектор Н.А. Шевяков). Церковь находится в здании, пристроенном с восточной стороны главного учебного корпуса. Широкой аркой она была соединена с актовым залом, благодаря чему в богослужении могли участвовать одновременно до пятисот человек. Над храмом была возведена шатровая колокольня. В церкви был устроен трехъярусный иконостас из белого мрамора работы мастера В.Г. Акимова. После 1917 г. Коммерческое училище преобразовали в Институт народного хозяйства имени В.Г. Плеханова. Училищный храм закрыли в 1926 г., в 1980-е гг. здание реставрировалось. Богослужения не возобновлялись.
DSCN9879.JPG
Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» была построена в 1904-1905 гг. в составе корпуса Женского коммерческого училища Московского общества распространения коммерческого образования. Строительство корпуса и церкви было осуществлено благодаря первоначальному взносу купца П.Г. Котова, пожертвовавшего 150 000 рублей (из них 90 000 – исключительно на возведение домовой церкви), и взносам других членов М.О.Р.К.О. (общая стоимость здания в итоге составила 252 тыс. руб.).

История создания IV корпуса Университета домового храма началась в 1903 г., когда у Московского общества распространения коммерческого образования возникла идея основания Женского коммерческого училища. Выбор архитектора по предложению П.Г. Котова пал на Николая Львовича Шевякова, приверженца модерна и псевдорусского стиля. Основным архитектурным стилем училища Шевяков выбрал свой любимый северный модерн, основательно «разбив» его при этом элементами псевдорусского стиля. Архитектурный комплекс, в особенности церковь, нёс характерные элементы ярославского и московского узорочья XVII века, а в блоке церкви – также владимиро-суздальской храмовой архитектуры (декор барабана). Новое здание не подавляло своими габаритами, а напротив, создавало у наблюдателя ощущение радостной лёгкости. В немалой степени этому способствовала бело-кремовая цветовая гамма фасадов. Церковь была богато декорирована резьбой по камню, цветной майоликой и керамической плиткой, купола были вызолочены. Все это придавало зданию очень нарядный и праздничный облик.

Размеры церковного помещения позволяли вместить около 300 человек. Но в случае необходимости открывалась раздвижная железная перегородка, рекреационный зал соединялся с храмом, и количество молящихся могло увеличиться до 800-900.

Внутреннее убранство церкви отличалось богатством. Центральное место в церковном зале занимал двухъярусный иконостас, выполненный из белого итальянского мрамора известным московским мастером В.П. Акимовым. Пол помещения церкви был выложен мозаикой, а стены до уровня плеч покрывала декоративная керамическая плитка. Для освещения в тёмное время суток служили два кованых бронзовых паникадила, которые, как и другая утварь, были изготовлены в мастерской Д.А. Соколова.

29 сентября 1903 г. Павел Григорьевич Котов вместе со средствами на строительство пожертвовал Обществу изумительную икону Божией Матери «Взыскание погибших» в серебряной ризе с бриллиантами. 9 июня 1905 г. домовая церковь при Женском коммерческом училище была торжественно освящена в честь этой иконы.

DSCN9884.JPG

В 1914 году, согласно воле председателя Московского общества распространения коммерческого образования А.С. Вишнякова, под алтарной частью церкви был устроен склеп для будущего захоронения Алексея Семёновича и его супруги. Однако воле основателя университета не суждено было сбыться: Алексей Семенович скончался в 1919 году, когда о захоронении под церковью не могло быть и речи.

Церковь являлась домовым храмом М.К.И. до принятия Советом народных комиссаров Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви в начале 1918 г. Но как приходская продолжала функционировать до 1926 г., когда была окончательно закрыта. Убранство церкви было сильно повреждено при возведении внутренних перегородок, однако не было уничтожено.

Реставрация храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и исторического IV корпуса, с января 2015 г. по сентябрь 2016 г., велась московской Реставрационно-строительной компанией «Архитектурное наследие». Реконструкция вернула архитектурному ансамблю его первоначальный облик. Руководил масштабными работами Главный архитектор Проекта Дмитрий Сергеевич Подъяпольский. Главным архитектором самого проекта реставрации была Татьяна Львовна Кац. Самое непосредственное участие в этой творческой работе принял и отец Леонид (Л. Калинин) – настоятель храма Климента на Пятницкой, член Комиссии по художественному убранству и руководитель Координационной группы специалистов по художественному убранству храма Христа Спасителя, член Союза художников России (Его имя выбито в галерее Славы на стене храма Христа Спасителя). Многие архитектурные детали реставраторам удалось восстановить, другие и вовсе оказались не подвластны времени. Так, сохранились мраморные столбы ограждения парадной лестницы, декоративное оформление лестничного вестибюля, деревянные двери, уникальные ворота, разделяющие храм и рекреационный зал, мозаичный пол церкви, вентиляционные решётки и мозаичный фриз в подклете храма, на двух гранях башенки-шатра колокольни частично сохранилась зелёная керамическая плитка.

14 октября 2015 г. состоялся чин освещения колоколов для звонницы домового храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Торжественную церемонию совершил Владыка Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. А 4 июня 2016 г. Высокопреосвященнейший Арсений совершил чин освящения накупольных крестов для домового храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание Погибших».

DSCN9888.JPG
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в пятницу совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при Российском экономическом университете им. Плеханова. Это уже четвертый университетский храм, возведенный при светском вузе в Москве. Утраченная ранее традиция возведения в Москве университетских православных храмов возобновлена.

В августе мэр Москвы Сергей Собянин открыл после реставрации 4-й учебный корпус академии. Здание в комплексе с церковью, построенной в 1903-1905 годах, является объектом культурного наследия. В колокольном наборе церкви несколько колоколов. Самый крупный — 700-килограммовый колокол — называется «Колокол Небесных сил» и несет изображения ликов святых, покровительствующих университету, студенчеству, экономистам и научным работникам. Второй по величине колокол массой 470 кг получил название «Университетский». На нем изображены логотипы вуза — нынешний и столетней давности, созданный в бытность университета Московским коммерческим институтом.

14.10.2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *